https://i.imgur.com/qkxEStF.jpeg
https://i.postimg.cc/yxv0ThK1/68c22f373ca2.jpg
https://s15.postimg.cc/xmiyf2b4b/baner.jpg
https://s22.postimg.cc/3z2ptdn69/image.jpg
https://i.imgur.com/l9zecDY.jpg
https://i.imgur.com/bI30swQ.jpg
https://i.imgur.com/mFtoF7I.jpg
https://lh5.googleusercontent.com/-Yk5BARAi4VM/UlfQlD_3pAI/AAAAAAAACn0/1AdVCM05CPg/w180-h99-no/banner.jpg
https://i.imgur.com/Fo5ymYF.jpg
banner_200x200.gif

ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ: СВЯЗЬ КУЛЬТУР

Несомненно, 170-летие со дня рождения Петра Чайковского – дата общечеловеческого  масштаба. Петр Ильич Чайковской (1840 — 1893) – автор более 80 сочинений, в том числе, десяти опер, трех балетов, концертов и других произведений для фортепиано, семи симфоний (шести пронумерованных и симфонии «Манфред»), четырех сюит и других творений, многие из которых, по всеобщему признанию, представляют собой высочайшие достижения мировой музыкальной культуры. В то же время, и Петр Чайковский, и его творчество настолько тесно связаны с Грузией, что для нас юбилей великого композитора – событие особого знчение.

Он неоднократно посещал Грузию, и был искренне привязан к этому краю, особенно жек нашему городу. Свидетельством тому являются письма и записи композитора. «Вспоминая все свое трехмесячное путешествие, я останавливаюсь с особой любовью на Тифлисе… Редко в жизни у меня бывали полосы такого безоблачного счастья»,— признается  он в одном из писем. А в другом утверждает: «Господи! Да я ведь совершенно влюблен в Кавказ и вспоминаю Тифлис как какой-то сладкий сон. Только о том и мечтаю, как бы там еще побывать». А вот что пишет Петр Чайковский композитору  Антону Аренскому: «Тифлис – город до того, мне во всех отношениях симпатичный, что я могу поощрить всякого, желающего там водвориться. Думаю, что для вашей композиторской деятельности вам было бы полезно поселиться в столь богатой всякими художественными стимулами стране».

В Грузии хорошо знали и любили творчество русского композитора, что тот, в свою очередь, очень ценил.  «Вообще я не ожидал,— признавался он.— что в Тифлисе мою музыку так хорошо знают. Оперы мои здесь играются больше, чем где-либо, и особенно «Мазепа» имеет большой успех. Все это мне очень приятно и подкупает меня в пользу Тифлиса, который и без того мне очень нравится». «Чародейка»,— пишет он в другом месте,— прошла в Тифлисе с успехом. Очень радуюсь… Господи, как мне хотелось бы вместо Берлина быть теперь в Тифлисе!!!». А вот как он описывает устроенный ему в Тифлисе прием.: «В здешнем театре (речь идет о Тифлисе) было устроено в мою честь большое торжество. Сначала к разукрашенной цветами ложе моей подходили с речами, венками и драгоценным серебряным подарком депутаты от Музыкального общества, театра, публики и т. д. Потом состоялся концерт из моих сочинений с бесчисленными вызовами и овациями. После того был ужин по подписке. Все это страшно меня утомило, но воспоминания об этом торжестве, подобного которому я еще никогда и негде не удостаивался, будет мне на всю жизнь приятно».

По словам выдающегося русского композитора и дирижера Михаила Ипполитова-Иванова, именно в Грузии  у Чайковского зародились замыслы балета «Спящая красавица», опер «Иоланта» и «Пиковая дама». И кто знает, может быть, если бы он не побывал здесь, мир оказался бы лишен ряда великих творений композитора. И, уж конечно, не было бы арабского танца в балете «Щелкунчик», в котором Петр Чайковский использовал мелодию грузинской колыбельной песни — «Иавнана».
В ознаменование юбилея великого компорзитора Культурно-просветительский союз «Русский клуб» пригласил общественность на оперный спектакль «Евгений Онегин», который был поставлен в Большом зале Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили силами оперной студии этого прославленного учебного заведения.  «Евгений Онегин» — четвертая по счету и одна из самых исполняемых опер Петра Чайковского, написана в 1877 —1878 годы. Создать оперное произведение по мотивам романа в стихах Александра Пушкина композитору предложила певица Елизавета Лавровская.  Вскоре композитор увлекся этой темой, видя в ней, по его же собственнму признанию, «интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».
Первая постановка оперы была осуществлена в 1879 году на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории. На грузинской оперной сцене «Евгений Онегин» ставился неоднократно. И нынешний спектакль (режиссер-постановщик – Заза Агладзе), в котором приняли участие учащиеся бакалавриата и магистратуры Тбилисской консерватории, стал еще одним этапом в истории грузинской «Онегианы».

Оперное представление в консерватории, несомненно, имело успех, прежде всего, конечно, потому, что это – серьезная работа молодых артистов, заслуживающая всяческих похвал. Но и потому, что оно явилось еще одним подтверждением нашей культурной близости, которая никуда не исчезает, несмотря на все печальные перепетии последнего времени. Не случайно на спектакле присутствовал Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй, последовательно выступающий за сохранение тесных духовных контактов между двумя единоверными народами.

И какие бы доводы против грузино-росийского культурного родства не приводились с обеих сторон, аргументы в его пользу несопоставимо сильнее. Опера «Евгений Онегин» содержит, по крайней мере, два таких аргумента. Это – Пушкин и Чайковский. Пусть попробуют им что-нибудь противопоставить.

Дэви Бердзенишвили
 
 

Реклама