https://i.imgur.com/qkxEStF.jpeg
https://i.postimg.cc/yxv0ThK1/68c22f373ca2.jpg
https://s15.postimg.cc/xmiyf2b4b/baner.jpg
https://s22.postimg.cc/3z2ptdn69/image.jpg
https://i.imgur.com/l9zecDY.jpg
https://i.imgur.com/bI30swQ.jpg
https://i.imgur.com/mFtoF7I.jpg
https://lh5.googleusercontent.com/-Yk5BARAi4VM/UlfQlD_3pAI/AAAAAAAACn0/1AdVCM05CPg/w180-h99-no/banner.jpg
https://i.imgur.com/Fo5ymYF.jpg
banner_200x200.gif

НАДЕЛЕННЫЙ ТАЛАНТОМ СОЗИДАНИЯ

http://s017.radikal.ru/i440/1211/2a/a21f28068de9.jpg

В американском городе Линне скончался известный ученый, педагог и общественный деятель Анатолий Филин – тбилисец и петербуржец, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки России. Ушел из жизни человек яркой научной и творческой судьбы, человек, наделенный подлинным талантом созидания и невероятной работоспособностью. Человек, которому было даровано умение видеть и отражать Красоту  – жизни, философской мысли, литературного слова, изобразительного искусства, архитектуры.

Анатолий Петрович родился в Тифлисе, окончил Тбилисский институт железнодорожного транспорта по специальности «Мосты и тоннели». Был одним из лучших учеников академика Кириака Завриева и продолжил его достижения на новом этапе развития науки. В 30 лет он защитил докторскую диссертацию. С начала 1950-х годов жил в Ленинграде и возглавлял там кафедры строительной механики в  Институте железнодорожного транспорта и Кораблестроительном институте. Филин внес значительный вклад в развитие строительной механики, теории и практики конструкций.  Он считался признанным авторитетом в этой сфере науки и на родине, и далеко за ее пределами, был создателем школы по строительной механике, автором более 100 фундаментальных трудов, в том числе трехтомника «Механика твердого тела», тома «ЭЦВМ в строительной механике». Он одним из первых ввел компьютерную технику в  строительные расчеты, выпустил более 100 докторов и кандидатов наук, ученых с мировым именем.
Филин поддерживал тесную связь с родной Грузией, куда его приглашали и  приглашали консультантом по самым сложным конструкциям. Он участвовал в расчетах мостов и других сооружений, в том числе - уникальной арочной плотины на Ингури высотой 300 и пролетом 600 м. Под его руководством в Петербурге защитили диссертации многие известные грузинские ученые, часть его трудов посвящена грузинским коллегам. В последний раз он приехал в Тбилиси, когда скончался его близкий друг профессор Зураб Цилосани. В своей книге воспоминаний «Очерки об ученых-механиках» А. Филин представил портреты десятков коллег, среди которых Илья Векуа, Кириак Завриева, Михаил Мостков, Отар Ониашвили, Георгий Джанелидзе, Георгий Карцивадзе, Зураб ЦилосаниВ нынешнем году, в 90-летнем возрасте Анатолий Петрович продиктовал из Линна своей дочери приветствие коллегам и слово о друге, которое было прочитано в Академии наук Грузии в день памяти З. Цилосани.
В 1994 году Филин уехал в США и продолжал работать там. За океаном вышли в свет «Очерки об ученых-механиках» и  уникальный труд «Генеалогия Рюриковичей и прилегающая к ней информация» объемом в 1000 страниц – историко-математическое исследование генеалогических линий царского рода. Эта теория Филина может быть применена для любых генеалогических расчетов. В предисловии к «Очеркам» он пишет: «Географическое пространство, на котором разворачивается действие отдельных очерков, простирается от Ленинграда до Тбилиси и от Дальнего Востока до Прибалтики, а описываемый исторический период превышает столетие. Автор рассказывает о своих многочисленных контактах с героями очерков – очных и заочных, научных и дружескихно сквозь его личные впечатления проступают черты эпохи». В прошлом году появилась его книга «Какая она – строительная механика» – удивительное по своей современности сжатое представление всей этой области науки с чертежами и рисунками автора, который практически был лишен зрения. А еще Филин написал 14 томов воспоминаний, в которых предстает целая эпоха с ее философией, бытом, человеческими отношениями. Он считал, что каждая жизнь достойна быть увековеченной в памяти людской. К сожалению, Анатолий Петрович не увидел последнего своего произведения в печати. Но, в скором времени, Международный культурно-просветительский Союз «Русский клуб» издаст под редакцией известного журналиста Марины Мамацашвили первый том воспоминаний «Оглядываясь с любовью на шар земной…», посвященный тбилисскому периоду его жизни. К тому будут приложены альбомы графических работ.
Профессор Филин был на редкость разносторонне одаренным человеком. Как художник он работал в разной технике, но, в первую очередь, это — графика. Со школьных  лет он писал стихи и оставил переводы поэтов разных эпох и народов, в том числе из лирики Н. Бараташвили и И. Чавчавадзе, а Руставели знал наизусть как на языке оригинала, так и в переводах на другие языки и читал на память до последних дней.. Он был удивительно скромным, принадлежал к той уходящей плеяде ученых, для которых служение науке, своим ученикам было делом и пафосом жизни. Создав много конструкций, которые и поныне украшают города и служат людям в разных странах, он не имел ни одного квадратного метра собственности и последние годы провел в съемном социальном жилье, окруженный книгами, архивными материалами, фотографиями и рисунками.  В США он получал не пенсию, а небольшое пособие, из которого выкраивал средства для издания своих трудов.
Два города – Тбилиси и Санкт-Петербург безраздельно владели его сердцем, Любовь к Тбилиси он пронес сквозь всю свою долгую жизнь, это было особое трепетное чувство, которое рождает память о детстве, юности, молодости, друзьях. Он так писал о своем городе: «Летом укрыться от жары можно в парке на плато Мтацминда, куда ведет фуникулер и, уже после моего отъезда из Тбилиси, канатная дорога. Когда смотришь сверху на город, то струйки горячего воздуха, поднимаясь, придают картине характерное дрожание. Смотреть на город сверху очень интересно: знакомые улицы, площади, зеленые массивы, здания приобретают игрушечный вид. Чувствуется и сравнительно малая, по расстоянию, удаленность от всего этого и, вместе с тем, освобождение из тисков города и повседневной жизни. Теперь можно поразмыслить о жизни в более крупном масштабе, отбросив заботы о мелочах и сосредоточась на более важных проблемах. Красота картины по-особому действует на меня, приподнимает над повседневностью».
Память его была совершенно неординарной, удивляющей и покоряющей своим объемом и масштабом окружающих его людей, замечательно благодарной. Первый том Воспоминаний А. Филина, посвященный тбилисскому периоду его жизни,  полон  деталями и подробностями, которые поражают своей четкостью и свежестью ощущений, не стершихся за многие и многие годы.

 

 
 

Реклама