https://i.imgur.com/qkxEStF.jpeg
https://i.postimg.cc/yxv0ThK1/68c22f373ca2.jpg
https://s15.postimg.cc/xmiyf2b4b/baner.jpg
https://s22.postimg.cc/3z2ptdn69/image.jpg
https://i.imgur.com/l9zecDY.jpg
https://i.imgur.com/bI30swQ.jpg
https://i.imgur.com/mFtoF7I.jpg
https://lh5.googleusercontent.com/-Yk5BARAi4VM/UlfQlD_3pAI/AAAAAAAACn0/1AdVCM05CPg/w180-h99-no/banner.jpg
https://i.imgur.com/Fo5ymYF.jpg
banner_200x200.gif

ЛЮБОВЬЮ ЗА ЛЮБОВЬ. Памятники русской культуры в Грузии. Сергей РАХМАНИНОВ

https://i.imgur.com/u8d7pKy.jpg Великий русский композитор и пианист приезжал в Грузию трижды – в 1911-м, 1913-м и 1915-м годах. Тифлисская публика была хорошо знакома с сочинениями Рахманинова задолго его до приезда. В 1904 году в Казенном театре (ныне – Тбилисский театр оперы и балета им. З. Палиашвили) ставилась его опера «Алеко», а в концертах местного отделения Императорского Русского музыкального общества с успехом исполнялись многие произведения композитора.

Рахманинов приехал в Тифлис в ноябре 1911 года. В тот период он совершал большой гастрольный тур: Харьков, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Баку, Тифлис, Киев, Одесса, Вильно, Рига, Петербург, Москва. В столицу Грузии был доставлен и рояль «Bechstein» – композитор ездил на гастроли только вместе со своим инструментом. Надо сказать, что доставка была непростым делом – сперва рояль доставили в порт Поти, а затем по железной дороге привезли в Тифлис.

Первое выступление Рахманинова состоялось 14 ноября 1911 года. Со сцены Казенного театра он исполнил Первую сонату opus 28, несколько Прелюдий, «Элегию», «Полишинеля», «Юмореску» и др. А 18 ноября 1911 года прошел совместный концерт Сергея Рахманинова и Иосифа Гофмана (1876-1957), выдающегося польского пианиста, также приглашенного на гастроли в Тифлис. На этот раз звучала только симфоническая музыка – Рахманинов – впервые! – сыграл с оркестром свой Третий концерт d-moll, посвященный Гофману, и Концерт b-moll Чайковского. Несколько пьес было исполнено на «бис», например, знаменитая Прелюдия cis-moll. А когда Гофман сыграл Второй концерт opus 18 Рахманинова, то Рахманинов обнял пианиста и сказал: «Я только сейчас понял красоту моего концерта».

Оба выступления прошли при переполненных залах и имели колоссальный успех. Рахманинову преподнесли венок с надписью: «Гордости русского искусства». По этому поводу на страницах газеты «Кавказ» появился критический комментарий: «Хотелось бы написать просто: «Гордости искусства», потому что Рахманинов, по справедливости, занимает одно из первых мест среди современных композиторов мира».

По одной из версий, концерты Рахманинова и Гофмана в Тифлисе были организованы пианистом и педагогом Адольфом Швейгером, по другой – Степаном Гавриловичем Мирзоевым, купцом первой гильдии, меценатом, директором Тифлисского отделения Императорского Русского музыкального общества.

Так или иначе, но во время своих приездов в Тифлис Рахманинов всегда останавливался у Мирзоева, и 18 ноября, после концерта, именно в доме Мирзоева прошел большой прием в честь знаменитых музыкантов.

По свидетельству Нины Андриановой-Рядновой (1878–1966, уроженка Тифлиса, выпускница Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, певица, скрипачка, педагог), которая присутствовала на этом приеме, именно в тот день Мирзоев и предложил Рахманинову продать свой рояль – тем более что в недалеком будущем композитор планировал вновь гастролировать в Тифлисе. Рахманинов, чтобы не мучиться с транспортировкой инструмента, согласился. И снова версии. По одной, композитор рояль Мирзоеву продал, по другой – тронутый гостеприимством мецената, он подарил ему свой рояль. К тому же Рахманинов знал, кому передает инструмент – большому ценителю и знатоку музыки и, повторим, директору Тифлисского отделения Императорского Русского музыкального общества. (Для полноты картины добавим – существует мнение, что композитор передал инструмент Мирзоеву не в 1911-м, а в 1915 году).

Однако вернемся к хронике первого пребывания Рахманинова в Тифлисе. Как вспоминает Н. Андрианова-Ряднова, «Швейгер устраивал банкеты в честь Рахманинова. Несмотря на утомительные концерты, Рахманинов на этих банкетах радовал собравшихся своей великолепной игрой… Во время одного из таких вечеров пианист Лев Пышнов – большой друг и сотрудник Швейгера по организации Музыкальной школы – сыграл рахманиновскую польку и, как бы показывая музыкальные фокусы, стал варьировать. Это плетение звуков Рахманинову очень понравилось, и он, смеясь по-детски заразительно, сказал, что эта искусная фантазия Пышнова его, как автора, не оскорбляет.

Как-то утром Рахманинов был у нас в Музыкальном училище, слушал учеников с интересом, внимательно. Похвалил четырнадцатилетнего пианиста Сергея Сидякина, ученика профессора И. С. Айсберга, посмотрел его руки и сказал: «Будет хорошая смена». Затем с особым интересом отнесся к ученикам моего мужа Евгения Ряднова – баритону Е. Г. Ольховскому и меццо-сопрано Арусь Бабалян. После прослушивания учеников Евгений Карлович предложил Рахманинову поехать к нам на дачу на окраину Тифлиса в Ортачалы. С. Г. Мирзоев, доктор А. Г. Гурко и Е. А. Лавровская, которая в то время гостила у Гурко со своей ученицей Китаевой, составили дружную компанию и побывали у нас; смотрели в бинокль на Куру, на сады Ортачальские, на серные бани «Гогило» в глубине скалы».

По приглашению С. Мирзоева, Сергей Рахманинов побывал с концертами в Тифлисе еще дважды, в 1913-м и 1915 гг.

В 1913 году он посетил салон княгини Елизаветы Орбелиани, у которой собиралась видная грузинская интеллигенция. Хозяйка салона привлекла особое внимание композитора, что и не удивительно – она была очень интересной личностью. Как писала профессор Наталья Орловская (1920-2014), «Елизавета Орбелиани (урожденная Багратиони, 1871-1942) была продолжательницей рода царя Ираклия II (по отцу) и поэта Александра Чавчавадзе (по матери). Талантливая, красивая женщина, поэтесса Ел. Орбелиани была хорошо известна в обществе, а в ее салоне бывали деятели искусства, писатели как грузинские, так и приезжие. А. Церетели посвятил ей хвалебное стихотворение. Ел. Орбелиани перевела на французский язык «Вепхисткаосани», стихи ряда грузинских поэтов XIX-ХХ вв.».

Лиза Орбелиани рассказала Рахманинову о своем переводе на французский язык «Демона» Лермонтова, о других литературных работах. Рахманинов слушал ее с неподдельным интересом. Во время посещения салона Лизы Орбелиани Сергей Васильевич также общался с композиторами Дмитрием Аракишвили и Захарией Палиашвили.

Кстати, на этом вечере гости заговорили о генерале Александре Чавчавадзе. Как известно, отряд под командованием Чавчавадзе участвовал в победных боях против Шамиля. И тут Рахманинов рассказал, что его отец 16-летним юношей поступил добровольцем на военную службу и тоже воевал на Кавказе против Шамиля…

Стоит добавить, что под конец вечера все гости подняли бокалы, и грянуло «Мравалжамиер» («Многие лета») – в честь Сергея Рахманинова.

В 1915 году Рахманинов выступил в Тифлисе в последний раз. Вскоре после революции 1917 года в России он воспользовался приглашением выступить на концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой и дочерьми навсегда покинул Россию.

«А что же рахманиновский рояль?» – спросит читатель. Долгое время рояль находился в т. н. «доме Мирзоева» по улице Сергиевской, ныне улица Мачабели, 8. (В этом доме когда-то располагалась нефрепромышленное товарищество «Мирзоев и Ко», основанное детьми Ивана Мирзоева, построившего в Баку первую буровую вышку).

Ценнейший инструмент хранится в музее Тбилисской государственной консерватории им. В. Сараджишвили – в 1925 году консерватория за 25 тысяч рублей выкупила реликвию у Степана Мирзоева, который к тому времени, кстати, обанкротился.

Сегодня на рояле Рахманинова в консерватории играют только выдающиеся пианисты и только в особых случаях.
 
 

Реклама